Паломнические туры

 
Исторически сложилось, что Узбекистан очень насыщен религиозными памятниками и святынями для людей, исповедующих любую религию. Великий Шелковый Путь, проходивший через Узбекистан и соединяющий Азию и Европу способствовал созданию множества медресе, замков и мавзолеев. Многочисленные торговцы, путешественники, миссионеры и паломники привносили новые религии и традиции. Происходил обмен духовными и культурными ценностями, благодаря которым, в Узбекистане спокойно уживаются разные народы: культуры и религии. Здесь сохранились христианские и иудейские святыни, а мусульманам особенно рекомендуем посетить Самарканд и Бухару, которые считаются среднеазиатской Меккой.
 
Мало, кто знает, что Первый Президент Чеченской Республики, герой России, Ахмат-Хаджи Кадыров учился именно в Узбекистане. В Бухаре, в медресе Мир-Араб за выдающиеся показатели в учебе Ахмат-Хаджи Кадырову вручили диплом об окончании медресе Мир-Араб на 3 года раньше установленного срока, в 7 лет. После Бухары Ахмата Кадырова направили в Ташкент для повышения уровня знаний в Высшем исламском институте имени имама Аль-Бухари, где он получил диплом о высшем духовном образовании на два года раньше установленного срока. Таким образом, Кадыров и в Бухаре, и в Ташкенте за 6 лет освоил программу, рассчитанную на 11 лет.
 
Исламские святыни в Ташкенте:
 
Комплекс Хасти-Имом. В него входят такие памятники, как: Медресе Барак-хана, Мавзолей Кафаль аш-Шаши, Мечеть Намазгох, Медресе Муйи Муборак и Мечеть Тиля-шейха. Ансамбль исторических зданий складывается вокруг мазара первого имама и проповедника ислама в Ташкенте - Абубакра Мухаммада Каффаль аш-Шаши, в честь которого площадь и получила свое название: «Хасти Имом» - «Святой Имам».
Медресе Баракхан является одним из замечательнейших памятников средневекового зодчества и находится недалеко от площади Хасти Имом. Медресе Баракхан был сформирован в течение XV-XVI столетий из зданий, которые были построены в разное время. Первым из этих построенных зданий был мавзолей в восточной части сегодняшнего комплекса. Вторым был двухкупольный мавзолей - ханака, построенный в 1530 году в честь правителя Ташкента Суюндж хана Шейбани. В середине XVI-го столетия, комплекс, перестроенный в медресе, был назван по имени правителя того времени, Науруз-Ахмеда, по прозвищу Баракхан. Художественное оформление портала медресе Баракхан не характерно для Ташкента. Его свод выполнен в виде ниши - колаб-кори; тимпаны и опоры украшены резным кирпичом и различной мозаикой. Имя мастера, восстановившего колаб-кори в 1955-63 гг. - Уста Ширин Мурадов.
Мавзолей Кафаль аш-Шаши был построен в честь имама Абубакра Мухамада ибн Исмаил Ал Кафаль аш-Шаши. Он был сооружен над могилой имама в 1541 году ханским архитектором того времени Гулямом Хусейном. К сожалению, его склеп не сохранился в первоначальном виде. Это - асимметричный купольный портальный мавзолей - ханака. Ханака была предназначена для того, чтобы дать паломникам приют в жилых кельях - худжрах. Комплексы мавзолеев также часто включали мечеть и помещение для приготовления пищи, называемое ошхона. К югу от главного здания в маленьком дворике находятся более поздние места погребения (сагана). Около этого мавзолея расположен дом, где жил Ходжа Ахрор вали, он был последователем Кафаль аш-Шаши. Ходжа Ахрор был также последователем Багаутдина Накшбанди, он утверждал, что люди веры не должны просить милостыни; они должны жить от труда своих рук. В его собственной жизни он придерживался слов Накшбанди - "Dil ba eru dast ba kor", что означает: «Сердце с Богом, руки в труде». Ходжа Ахрор был мастером суфизма и государственным деятелем. Похоронен он был в Самарканде.
Мечеть Намазгох была выстроена напротив мавзолея Кафаль аш-Шаши, в середине XIX века во времена правления Кокандского ханства. Главный ее фасад выходит в небольшой внутренний дворик. В здании ташкентской мечети Намазгох доминирует центральный объем зимнего зала, от которого отходят пониженные крылья купольных галерей, затененные деревянным айваном с колоннами. Единственная деталь интерьера мечети - михрабная ниша в главном зале, небольшая, плоская, со сталактитами - муканнас - в своде. Сейчас в здании размещается Исламский институт имени Имама аль-Бухари (именно здесь учился Ахмат Хаджи Кадыров), который был образован в 1970 году и за время своего существования стал в мусульманском мире авторитетным высшим учебным заведением.
Медресе Муйи Муборак было построено в XVIII веке кокандским правителем Мирза Ахмедом Кушбеги. Мемориал расположен напротив медресе Барак-хана, построенным в XVI веке по восточному принципу «кош» - букв. «брови». Портал одного медресе располагается прямо напротив другого. Медресе включает летнюю айванно-колонную и зимнюю купольную мечеть - соборные мечети Тиля-шейха.
Мечеть Тиля-шейха («Золотого шейха») представляет собой продольно-осевую постройку, имеющая прямоугольный план и перекрытая 12 куполами. Входной отсек отделен поздними перегородками от молитвенного квадратного зала. Во дворе мечети находятся зимнее и летнее помещения для молитв, айваны, невысокий минарет, хозяйственные помещения и библиотека. В настоящее время в здании библиотеки в специальном сейфе, где поддерживается определенный температурный режим и влажность, хранится знаменитый Коран Османа, датируемый VII веком.
Медресе Абдулкасим Шейха построено в XVI-м столетии. Первоначально это был комплекс, который включал мечеть, баню и медресе. Место, где расположен комплекс, прежде называлось Янги Махалля и было одним из общественных центров. Первоначально медресе Абдулкасим Шейха было одноэтажным зданием. В 1864 г., во время восстановления медресе, был достроен второй этаж. В течение долгого времени медресе Абдулкасим Шейха находилось на тихой улице. Недавно оно приобрело нового величественного соседа - здание парламента Узбекистана. В сочетании с современным, историческое здание выглядит даже более привлекательным.
Медресе Кукельдаш - крупнейшее из 23-х медресе старого Ташкента, построено не позднее 1569 года министром ташкентских шейбанидских султанов Барак-хана и Дервиш-хана, носившим прозвище «кукельдаш». Главный портал, высотой 19,7 м, ведёт к внутреннему двору, ограниченному двухэтажными общежитиями в виде келий - худжр. Каждая келья состоит из комнаты и входной ниши - айвана. В каждой комнате проживали по два-три студента. С башен (гулдаста) по углам главного портала муэдзины, или азанчи, призывают верующих на поклонение (намаз). Портал был сильно разрушен землетрясениями 1866 и 1886 гг. В 1950-60 гг портал был восстановлен. Сейчас он находится на реконструкции.
Мавзолей Шейха Хавенди ат-Тахура (Шейхантаура) - один из важнейших архитектурных памятников Ташкента. Шейх Ховенди ат-Тахур родился в XIII веке. Он был Сейдом, это означает, что он принадлежал к племени Курайш (курайшиты), родного племени пророка Мухаммеда. Его отец, Шейх Омар, был прямым потомком в семнадцатом поколении второго благочестивого халифа Омара ибн ал-Хатаба, поэтому мужчины в семье Шейха Омара носили почетное звание Ходжа. Шейх Омар был посвященным суфием, последователем дервиша Хасана Булгари. Он прибыл в Ташкент с единственноей целью - распространение ислама. Вскоре Шейх Омар перебрался в горный поселок Богистон, где он провел остаток своей жизни. Здесь и родился Шейх Ховенди ат-тахур (Шейхантаур). Посёлок Богистон ныне находится в Ташкентской области Узбекистана, недалеко от Чарвакского водохранилища. Молодой Шейхантаур принял посвящение среди дервишей города Яссы, где уже в то время был распространен культ суфийского Шейха и основателя ордена Ходжи Ахмеда Ясави. После длительного периода путешествий по Маверанахру, Шейхантаур прибыл в Ташкент, где он остался в памяти людей как «мудрейший из мудрейших». Шейх умер между 1355 и 1360 годами. В настоящее время мавзолей находится на территории Ташкентского исламского университета.
Мавзолей Юнус-хана расположен недалеко от мавзолея Шейхантаура. Это одно из двух монументальных зданий, построенных в XV столетии, которое сохранилось до наших дней. Юнус-Хан Моголистанский (1415-1487 гг. жизни) был одним из правителей Ташкента.
Джума мечеть - первое здание ташкентской Джума мечети (Главной пятничной мечети) было построено в 1451 году на средства Шейха Убайдуллы Ходжи Ахрора (1404-1490 гг. жизни). Шейх Убайдулла Ахрор родился в посёлке Богистон недалеко от теперешнего Чарвакского водохранилища. Он был великим мастером суфизма, руководителем Мусульманского духовенства и потомком пророка Мухаммада. Один из суфистских святых Шейх Аффенди ат-Тахур (Шейхантаур) был его родственником по материнской линии. Убайдулла Ахрор был совсем молодым, когда стал главой ордена суфиев, основанного последователями Багаутдина Накшбанди. Он заметно улучшил доктрину ордена, и в середине XV века стал лидером Мусульманского духовенства всего государства, которое было унаследовано от Тамерлана. Так как в то время Самарканд был центром духовенства, Убайдулла Ходжа Ахрор должен был оставить Ташкент. Готовясь к переезду, он решил построить мечеть и медресе в подарок жителям Ташкента.
Мазвзолей Калдыргач-бия считается самым старым из сохранившихся памятников на территории Ташкента. Построен он был в первой половине XV столетия. К сожалению, двор и художественное оформление мавзолея не сохранились. В начале XIX века в народе ходила молва, будто некий похороненный в мавзолее Калдыргач-бия не был по-настоящему правоверным мусульманином и был погребен с некоторыми отступлениями от принятого ритуала захоронения. Для проверки слухов один из кокандских правителей города однажды ночью с помощью сторожа шейхантаурского медресе Ишанкула-датха произвел в мавзолее вскрытие одной из сагана при мерцающих свечах, держать которые поручили мальчику 12 лет. В сагане тогда обнаружили запрятанный под подушку кинжал, украшенный самоцветами, что действительно несовместимо со строгими требованиями ислама. Однако находку оставили на месте, а сторожу правитель строжайше запретил говорить о содеянном. После этого сторож бесследно исчез. Много лет спустя при ремонтных работах внутри мавзолея участвовавший при вскрытии сагана мальчик, достигший уже почтенного возраста, попытался достать припрятанный кинжал, но там его уже не оказалось. Будучи глубоким стариком, перед смертью, он поведал эту историю своему сыну.
Ансамбль Занги-ата расположен в селении Занги-ата, находящемся близ Ташкента в юго-западном направлении. Памятники архитектуры, возникшие на основе захоронения шейха Ай-Ходжа по прозвищу Занги-ата, представляют собой большую историческую и художественную ценность. В ансамбль Занги-ата входят усыпальница святого, поминальная мечеть, минарет для призыва верующих на молитву и медресе.
Мавзолей Шейха Зайнутдина. Шейх Зайнудин Куйи Орифон Ал-Тошкандий был автором духовных произведений, и мастером суфийского ордена Сухравардия. Точная дата его рождения неизвестна. Полагают, что Шейх Зайнудин умер, когда ему было 95 лет. Он был сыном Шейха Шахобиддина Умара Ас-Сухраварди, основателя ордена Сухравардия (1097-1168 гг. жизни), который послал Шейха Зайнудина в Ташкент, с целью распространения идей своего ордена. Шейх Зайнудин был похоронен на кладбище в поселке Орифон за воротами Кукча (сейчас это является территорией Ташкента). У стен мавзолея находится подземная келья (чиллахона), обсерватория, VII-VIII столетий, где Шейх Зайнудин проводил в уединении свои 40-дневные медитации.
 
Самарканд
 
Площадь Регистан - является сердцем Самарканда. Она возникла задолго до монгольского нашествия в XIII веке как центр ремесел и торговли. Само слово «Регистан» буквально означает «Песчаное место».
В составе ансамбля Регистан находятся медресе Улугбека (1417 - 1420), медресе Шердор (1619 - 1636) и медресе Тилля-Кари (1646 - 1660). Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан. Возведено оно было в 1417 - 1420 годах правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока. Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию, а читали их известные учёные того времени: Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи, а также сам Улугбек.
Медресе Шердор (1619 - 1636) было построено на месте ханаки Улугбека, появившейся в 1424 году в восточной части площади Регистан напротив медресе Улугбека, возведённого несколькими годами ранее. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. По распоряжению правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство двух медресе - Шер Дор и Тилля-Кари. Медресе Шер Дор (медресе «со львами»), которые были возведены зодчим по имени Абдул-Джаббар, а мастером декора стал Мухаммед Аббас.
Медресе Тилля-Кари (1646 - 1660) было построено на месте караван-сарая, сооружённого в 1420-е годы в северной части площади Регистан. К началу XVII века строение обветшало и по распоряжению правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура на месте караван-сарая между 1646 и 1660 годами было построено новое здание. На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и играло роль соборной мечети.
Мечеть Биби-Ханым (что означает «старшая принцесса») (раннее название - Масжиди джами) - архитектурный памятник 1399 - 1404 годов в Самарканде, грандиозная соборная мечеть Тамерлана, богато украшенная изразцами, резным мрамором и росписями. Восстановлена она была из руин в конце XX века. Мечеть воздвигли по приказу Тамерлана после его победоносного похода в Индию. Согласно легенде, получила она своё название в честь любимой жены Тамерлана. От дополнявшего Биби Ханум медресе Сарап-Мульк-Ханым сохранился угловой восьмигранный мавзолей с изразцовым и расписным декором. Мечеть имеет дворовую композицию (78х64 м). По главной оси прямоугольного двора расположены парадный портал входа и в глубине основной купольный объём - помещение мечети. На поперечной оси двора находятся два одинаковых портально-купольных здания.
Мавзолей Гур-Эмир - фамильная гробница Тимура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году. Мозаика, собранная из светло- и тёмно-голубых глазурированных кирпичей, украшает стены и барабан. Геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце. В переводе с таджикского Гур-Эмир означает «могила царя». Во время правления Тимура мавзолей стал семейным склепом династии тимуридов. В этом архитектурном комплексе хранятся могилы Тамерлана, его сыновей Шахруха и Мираншаха, его внуков Улугбека и Мухаммад Султана. Также учитель Тимура Мир Саид Барака удостоился чести быть похороненным в этой могиле. Мавзолей был построен в юго-восточной части средневекового Самарканда, как непредусмотренное ранее дополнение к комплексу, возведенного в конце XIV века по распоряжению Мухаммад Султана. В настоящее время сохранился только фундамент медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырёх минаретов. Из состава зданий комплекса Мухаммад Султана следует, что он задумывал строительство центра исламского образования, а не погребальный комплекс. Однако позже воля его властного деда придала иное значение комплексу, центром которого стал именно мавзолей.
Мавзолей Ак-Сарай - (от тюрк. «Ак» - белый, «Сарай» - дворец) небольшой мавзолей в Самарканде, до начала XXI века пребывывший в развалинах. Расположен он примерно в сотне метров к юго-востоку от мавзолея Гур-Эмир. Вместе с ним и небольшим мавзолеем Рукхобод Ак-Сарай образует ансамбль. Время постройки здания точно неизвестно, но остатки незаконченного внутреннего убранства по стилю и технике сближают Аксарай с памятником второй половины XV века Ишратхона, что позволяет относить мавзолей Аксарай к XV веку. Отсутствие исторических сведений делает постройку еще более загадочной. Предполагают, что мавзолей мог служить фамильной усыпальницей для потомков мужского пола семьи султана Абу-Саида (XV век).
Мавзолей Имама аль-Бухари находящийся в 30 км от Самарканда, образует комплекс Имама Аль-Бухари. Мавзолей являет собой великолепное сооружение, построенное по современным технологиям, но при этом сохранившее всю восточную архитектуру. Ранее, в XVI веке, рядом с мавзолеем Имама была построена мечеть и посажены чинары.
Ансамбль Шахи Зинда представляет собой памятник средневековой архитектуры, ансамбль мавзолеев самаркадской знати. Дошедший до нас комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, которые последовательно пристраивались друг к другу в течение XIV - XV веков. Тем не менее, в ходе раскопок на восточном склоне городища Афрасиаб были обнаружены остатки мавзолеев XI - XII веков.
Ансамбль Шахи Зинда формировался на протяжении девяти веков и включает более двадцати сооружений IX - XIV и XIX веков. Своим названием Шох-и Зинда («Живой царь») комплекс обязан легенде. В ней говорится, что двоюродный брат пророка Мухаммеда, Кусам ибн Аббас, пришел в Самарканд с небольшим войском для утверждения ислама. Во время одного из набегов язычников Кусам ибн Аббас был поражён стрелой, но сумел скрыться от глаз неверных в образовавшейся расщелине (по другой версии, в колодце), где и живёт по сей день. Старейшие сооружения ансамбля, от которых сохранились только основания и надгробия, датируются XI - XII веками. Подавляющее большинство построек относятся к XIV - XV веку, а перестройки XVI - XIX веков практически не повлияли на композицию и внешний вид комплекса.
Мавзолей пророка Ходжи Данияра был построен на месте захоронения и мечети времён Тамерлана в 1900 году. Согласно легендам, пророк Ходжа-Данияр был сподвижником арабского проповедника Кусам ибн Аббаса. Полагают также, что Ходжа Данияр - это коранический и ветхозаветный библейский пророк Даниил, чьи останки, а именно его рука, были привезены в Самарканд Тимуром из города Сузы. Над местом их захоронения был построен мавзолей, перестроенный в начале XX века. Мавзолей представляет собой склеп длиной около 18 метров. Поверие гласит, что склеп постоянно растёт. Мавзолей является объектом паломничества, как местных жителей, так и приезжающих со всего мира.
Мавзолей Ишрат-хона построенный в 1464 году во времена правления тимурида Абу-Саида (1451 - 1469 годы), в переводе означает «Дом увеселения». Здание, по-видимому, было местом погребения представительниц династии тимуридов, так как при раскопках 1940 года были обнаружены несколько женских погребений. В настоящее время здание находится в развалинах, причём купол и высокий барабан были разрушены сравнительно недавно - во время землетрясения 1903 года. Название этого комплекса весьма неожиданно для мавзолея: Предположительно, оно было дано за очень богатое архитектурное оформление и внутреннюю художественную отделку. В вакуфной грамоте здания говорится, что знатная женщина Хабиба-Султан, жена тимуридского царевича Султан-Ахмед-Мирзы, построила купольное здание над могилой своей золовки, царевны Хавенд-Султан-бики, дочери правившего в то время Абу-Саида.
Мавзолей Рухабад («Обитель Духа») - небольшой мазар, место погребения ученого-мистика Бурханэддина Сагарджи, умершего в XIV веке. Здание было построено на одной из аллей, которая в XIV веке вела к расположенному чуть южнее мавзолею Гур-Эмир и была вымощена светлым камнем. Точное время постройки мавзолея не установлено, но, по одной из версий, усыпальница Сагарджи была построена при Амире Тимуре в 80-х годах XIV века. Другая датировка, выполненная по характеру декора здания, относит его к середине XIV века. Легенда гласит, что в мавзолее хранятся волосы пророка Мухаммеда.
Мечеть Хазрет Хызр - одно из древнейших мусульманских культовых сооружений в Самарканде, разрушенное ордой Чингизхана. Мечеть была построена в VIII веке и находилась на возвышении у въезда в город, недалеко от появившихся значительно позднее ансамбля мавзолеев Шахи Зинда и Сиабского базара. Мечеть была восстановлена в XIX веке. От неё открывается вид на другие достопримечательности Самарканда: площадь Регистан и архитектурный комплекс Биби Ханум. К северу от мечети находится старый Самарканд - древнее городище Афрасиаб.
Мечеть Ходжа Зиемурод - одно их древних культовых сооружений Самарканда. Нынешнее здание построено на фундаменте сооружения конца IX - начала X веков. В фундаменте мечети в ходе реставрации были обнаружены кирпичи времён правления султана Сельджукской империи Ахмада Санджара (1086 – 1157 гг.). Предание гласит, что Тамерлан перенёс сюда мощи Хазрата Джирджис (святого Георгия) и захоронил их возле мечети. Правда, в советское время предполагаемое место захоронения святого снесли. Согласно поверию, молитва в мечети приводит к быстрому исполнению благих желаний. Отсюда и её название, означающее в переводе «Быстрое исполнение желаний». В древности мечеть была покрыта куполом, после разрушения которого здание было перекрыто деревянными балками. В конце XIX века вокруг мечети был возведён айван, рядом с мечетью возвышается минарет.
В советское время мечеть оставалась действующей. Её последняя реставрация выполнялась в 1992 году. Расположена она в историческом центре города, к северу от площади Регистан.
 
Бухара
 
Ансамбль Ляби-Хауз («Побережье водоема») - это название территории, которая окружает один из немногих сохранившихся до наших дней прудов (хаузов) в Бухаре. До установления Советской власти здесь было много подобных прудов, которые служили источниками воды для жителей города. Но у прудов была дурная слава, так как они являются распространителями болезней. Поэтому по большей части хаузы постепенно были осушены в период 1920-1930 гг. Ляби-Хауз уцелел из-за того, что он является центром великолепного архитектурного ансамбля, который создавался в течение XVI и XVII веков, и который с тех пор почти не изменился. Ансамбль образован тремя монументальными зданиями: медресе Кукельдаш (1568-1569 гг.) - самым большим в городе - и двумя другими религиозными зданиями, построенными Надир-Диван-Беги: Ханака Надир-Диван-Беги (1620 г.) на западе и Медресе Надир-Диван-Беги (1622-1623 гг.) на востоке.
Мавзолей Саманидов - расположен в историческом центре Бухары, в парке, разбитом на месте древнего кладбища. Мавзолей, который строился в IX-X веках (между 892 и 943 гг.), является одной из наиболее почитаемых архитектурных достопримечательностей Центральной Азии. Здесь находится могила Исмаила Самани - основателя Саманидской династии, последней Персидской династии, управлявшей в Центральной Азии, которая удерживала город в IX - X веках нашей эры. Несмотря на то, что Саманиды были правителями Хорасана и Мавераннахра подконтрольных Аббасидскому халифату, они вскоре установили полную независимость от Багдада. Освобождённый от двухметровой толщи наслоений и полностью восстановленный, он вновь доступен обзору с четырёх сторон, как первоначально и было задумано его автором.
Мы предлагаем Вам очень интересные и познавательные паломнические туры по святым местам Узбекистана. Любой человек, независимо от вероисповедания, будь он мусульманином, христианином или иудеем, найдет в Узбекистане святые места для поклонения и молитвы.