Города Узбекистана

ТАШКЕНТ

Какие только названия в разные времена не носил Ташкент, столица Узбекистана. В разные времена он назывался и Чач, и Шаш, и Бинкент. В каждом названии города есть часть его истории. Ташкент, на протяжении всего своего существования, всегда являлся важным международным транспортным объединением. В результате разрушений исторических и религиозных сооружений после революции 1917 года и большого землетрясения в 1966 году, к сожалению, сохранилась лишь часть его архитектурного прошлого. Город делится на старую его часть и новую. В основном, старинные здания располагаются в старой части Ташкента к западу от центра города, а мириады красивых извилистых аллей подчеркивают контраст с более современной, новой частью города. Одной из главных достопримечательностей Ташкента является Медресе Кукельдаш, построенное в 16 веке и возрожденное в качестве музея, а также Мавзолей Кафали Шаш. Некоторые исламские достопримечательности Ташкента, такие как величественная структура Хаст-Имам, закрыты для представителей немусульманской веры, и для их осмотра посетителям необходимо получить разрешение.

В Ташкенте можно найти множество музеев и сооружений узбекской и доузбекской культуры. Например, Государственный музей искусств, в котором находится коллекция картин, керамика и бухарские королевские одеяния. А в Музее декоративного и прикладного искусства, можно увидеть уникальные вышитые настенные ковры и репродукцию античных ювелирных украшений. Несмотря на то, что выставки и музейные перспективы все время меняются, неизменно почетное место занимают исторические личности, такие как Амир Тимур, больше известный на западе как Тамерлан.

Немного об истории столицы Узбекистана Ташкент

Ташкент является одним из самых древних городов, который появился на пересечении Великого шелкового пути, ведущего из Китая в Европу.

Впервые упоминание города Ташкент появилось в древневосточных источниках II тысячелетия до н.э. В китайских источниках нынешний Ташкент носил название Юни; в надписях персидского короля Шампура I на «Каабе Зороострийской», датируемых 262 годом до н.э., оазис Ташкент носил название Чач; в некоторых китайских источниках город назывался Ши, а по-арабски Шаш. По рассказам Бируни и Махмуда Кашгари, название Ташкент произошло из Тюркских источников IX-XII веков. В России в XV веке нынешняя столица Узбекистана была известна как Ташкура.


 

 

САМАРКАНД

Самарканд является вторым по величине городом в республике Узбекистан и административным центром одноименной области. В древние времена нынешний Самарканд был известен как город Согдиана и Меракенд. Самарканд был ключевым пунктом на маршруте Великого шелкового пути. Сейчас город насчитывает более четырех миллионов человек. Средняя высота над уровнем моря – 702 метра. В начале XXI века Самарканд был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под категорией Перекресток культур.

Город был основан в I тысячелетии до нашей эры. В XIII веке из-за монгольских нашествий Самарканд почти полностью был уничтожен. Со временем, поселение было отстроено заново. Сейчас на месте старого Самарканда располагаются спальные районы.  

Самарканд – удивительный по своей энергетике город, в котором находится огромное количество памятников культуры и архитектуры. Одним из самых известных является площадь Регистан, песчаное место. Ранее площадь Регистан считалась центральной городской площадью. Сегодня Регистан представляет собой великолепный ансамбль из трех медресе: медресе Шердор ( в переводе с персидского языка - «обитель львов»), медресе Тилля-Кари (в переводе с персидского означает «Позолоченная») и медресе Улугбека, знаменитого астронома, правителя и внука Тимура. Медресе Улугбека является самым старым из этих трех медресе – его возведение датируется началом XV века.

В 1868 году Самарканд заняли войска Российской империи. Город стал административным центром Зарафшанского округа. А спустя два года, в 1870 году, в Самарканд провели ветку Закаспийской Железной Дороги.

БУХАРА

Приехав в Бухару, понимаешь, что попал в настоящую сказку про 1001 ночь. Бухара является одним из самых древних городов мира, областным центром современного Узбекистана, выросшим в центре культуры и развитого поливного земледелия. Про Бухару ходят множество народных легенд, которые уже сами по себе являются свидетельством далекой старины и величайшей истории города. Одной из таких легенд, записанной первыми историками Бухары, является легенда о строителе бухарской цитадели Сиавуша. Сын иранского царя и турчанки, Сиавуш, был убит царем Турана Афрасиабом. Древний историк Бухары, который написал «Историю Бухары», Наршахи приводит даже легенду о том, что Сиавуш был похоронен внутри кухендиза (цитадель) у восточных ворот. Бухарские зароастрийцы всегда почитали это место: в день Навруза (Нового года) каждый мужчина приносил пожертвование - закалывал здесь петуха. Жители Бухары, в свою очередь, выражая свою глубочайшую скорбь по поводу убиения Сиавуша, складывали песни, которые назывались «Плачами мугов».

С древних времен, Бухара носит несколько названий. Ее территория была заселена еще до нашей эры. В VI веке н.э. город носил согдийское название – Нумиджгат, в VII-VIII веках – Пухо, Бухо, Бугэ. По распоряжению правителей Бухары, боясь нападений и разбоя кочевников, вокруг города еще в древности была воздвигнута высокая глинобитная стена. Но это не всегда спасало город от нашествий и разбоев чужеземцев.

Во второй половине VII века началось арабское вторжение в Среднюю Азию. Одним из крупнейших и ныне известных выступлений против арабского халифата было восстание «людей в белых одеждах», которое возглавил Хашим ибн Хаким («Муканна» - в переводе «закрытый покрывалом»). Это массовое движение распространилось по всей территории нынешнего Узбекистана, расположенной между Сырдарьей и Амударьей. Восставшие овладели окрестностями города и долго упорно оборонялись, но сопротивление было подавленно. Завоеватели устроили в городе областной центр арабской власти и частично заселили Бухару арабами. В течение VIII-IX веков Бухара претерпела большие перемены: город сильно разросся, была возведена стена с одиннадцатью воротами вокруг всего города. Бухара стала крупнейшим центром халифата, а затем и столицей большого самостоятельного государства саманидов. Благодаря этим изменениям, в IX-X веках Бухара стала одним из самых передовых городов Среднего и Ближнего Востока в экономическом и культурном отношении.

Поэты, философы, художники – многие выдающиеся люди того времени были родом именно из Бухары. Самым известным поэтом того времени был Абдулла Джафар Рудаки, создавший такие произведения как «Мать вина», «Ода к старости». Другим гениальным поэтом был Дакики, написавший поэму «Шахнамэ». Великим ученым-энциклопедистом эпохи средневековья является уроженец Бухары Абу Али ибн Сина – Авицена (980-1037 гг.). В основных произведениях Ибн Сины – «Канон врачебной науки», «Книга исцеления», «Книга знания» - изложены его естественнонаучные и философские взгляды. В Бухаре Авицена прочитал приобретенную в полутемной маленькой торговой лавочке книгу философа-материалиста Ал-Фараби, в которой гремело неслыханное и скандально опасное для тех времен утверждение, что райское счастье возможно лишь на земле. Ибн Сина был потрясен открывшейся истиной. Говорят, что после прочтения, он, выскочив на улицу, стал раздавать деньги. Видя удивленные и ошарашенные взгляды прохожих, Ибн Сина говорил: «Сегодня я получил ответ на все мои вопросы». Огромной популярностью пользовались в Бухаре историки Наршахи, Белазури, Табари, Ибн Мискавейх и многие другие, которые внесли большой вклад в развитие исторической науки. На весь мир Бухара славилась и своей библиотекой, находившейся в эмирском дворце.

Вторая половина X века ознаменовалась напряженной борьбой и различными мятежами, активное участие в которых принимали крупные военачальники из тюркских гулямов, выступавшие против саманидов. В 996 году тюрки возобновили наступление на Бухару. Завоевание ее Насром в 999 году решило вопрос о господстве караханидов в Мавераннахре (междуречье). Их правление продлилось до 1141 года. После падения власти караханидов зародилась своеобразная династия феодалов - садров, свергнутая в результате народного восстания в 1207 году. Хорезмшах Мухаммед, узнав о событиях в Бухаре, решил подавить народное движение и, тем самым, забрать город под свое правление.  В 1207 году ему удалось завоевать Бухару. Несмотря на распри феодалов и множество народных волнений, город рос сказочно и быстро. Строительство монументальных зданий из жженого кирпича приняло в Бухаре в это пору невиданный ранее размах и достигло высокого мастерства. Эпоха караханидов оставила в Бухаре минарет Арсланхана, мечеть Магоки-Аттор, мечеть Намозгох, мазар Чашма-Аюб.

Однако, в самом начале 1220 года Бухара была захвачена и разграблена войсками Чингизхана. Вспыхнул грандиозный пожар, в результате которого большая часть города сгорела. Город еле выжил. В 1273 году Бухара вновь подверглась уничтожению персидскими монголами, но вновь быстро восстала из пепла и отстроилась. Итальянский путешественник Марко Поло, посетивший в то время Бухару, назвал ее «городом большого величия».

В 1370 году Бухара вошла в состав империи Тимура. В связи с превращением родного города Амира Тимура, Самарканда, в столицу тимуровской империи, Бухара теряет свое былое политическое значение. Конечно, это отрицательно сказалось на ее дальнейшем развитии, однако строительство и расширение города не прекращалось.

На протяжении XIV-XV веков Бухара играет роль религиозного центра. Богоуддин Нахшбанди и его ученики основали здесь орден Нахшбандия. Выстроенные Улугбеком в Бухаре (1417 г.) и Гиждуване (1433 г.) медресе стали не только данью феодального правителя страны духовенству, но и были связаны в какой-то мере с просвещенческой деятельностью его как ученого.

В начале XVI века Бухара снова была захвачена членами новой династии шейбанидов, которая образовалась из оседлых и кочевых узбекских племен. Бухара в этот период поддерживает тесные торговые и дипломатические отношения со многими странами. По словам английского купца и дипломата Дженкинсона, «в Бухаре бывает ежегодный съезд купцов, приезжающих большими караванами из Индии, Персии, Балха, России и разных других стран…». В период правления шейбанидов многие представители бухарской знати сильно увлекались культурой. Музыка, поэзия на таджикском и узбекском языках, увлечение светскими науками, ценность каллиграфии, миниатюр, возведение красивых зданий – это лишь малые характеристики правления шейбанидов.

В 1595 году за правление Бухарским ханством стала отвечать новая династия – аштарханидов, названная по имени астраханских царей. В XVII веке Бухара вновь характеризуется подъемом экономики и культуры. Развивается ремесленное производство, главным образом связанное с обработкой металла. В Бухаре стали производиться сельскохозяйственные орудия труда, предметы домашнего обихода, холодное и огнестрельное оружие, военное снаряжение, бронзовая посуда и др. Большим мастерством отличалось оформление рукописных книг. Бухара на весь мир славилась своими прекрасными каллиграфами. Большое развитие получила и музыкальная культура. Был составлен интересный трактат по истории и теории музыки.

С приходом эпохи мангитов (1753-1920 гг.) в Бухаре началась самая мрачная, черная полоса, в многовековой истории города. Бухарское ханство, в прошлом достигшее большого экономического и культурного подъема, пришло в упадок. Сама же культурная жизнь в Бухаре в XVIII – первой половине XIX века отличалась большой отсталостью и консервативностью.

И лишь последующее присоединение Средней Азии к России сыграло большую роль для дальнейшего прогрессивного развития Бухары. В Бухаре исчезла работорговля, были ликвидированы феодальная раздробленность и междоусобные войны, построились железные дороги, телеграф и появилась почтовые услуги.

 

ФЕРГАНА

Фергана расположена в восточной части Узбекистана. Город находится на юге Ферганской долины и является ее административным центром. История Ферганы начинается с 1876 года, когда была образована Ферганская область после распада Кокандского ханства.  За строительство города отвечали российские архитекторы. Была принятая радиально-кольцевая веерная система. В общих чертах она сохранилась и по сей день. Главным зданием города служила крепость, выстроенная на самой высокой точке города. Лучами от нее шли улицы. Сначала их было всего три. Интересным фактом является то, что план застройки Ферганы сильно напоминает план Санкт-Петербурга. Видимо, Фергана была построена по «исходникам» плана города Петра.

Озеленению города здесь уделялось огромное внимание. В самом сердце города был разбит огромный парк, который хоть и не в первоначальном виде, но сохранился по сей день. А первыми зданиями не военного назначения стали дом губернатора (сегодня здание занимает ферганский драмтеатр), жилище помощника губернатора (там располагалась Вторая горбольница) и мужская гимназия.

Общая площадь Ферганы насчитывает 70 квадратных километров. В городе проживает более 300 тысяч человек. Национальный состав ферганцев разнообразен, равно как и конфессиональный состав.
 

 

ФЕРГАНСКАЯ ДОЛИНА

Своей формой Ферганская долина напоминает эллипс. Ее средняя длина – около 300 километров. Примерная ширина – 170 километров. Долина с трех сторон окружена горными среднеазиатскими хребтами: на северо-западе стоят Чаткальский и Кураминский, на юге – Алайский и Туркестанский, на северо-востоке – Ферганский хребет. И лишь на западе открывается узкий проход, который в настоящее время занят Кайраккумским водохранилищем, которое пролегает далее, по Голодной степи.

Поверхность Ферганской долины – сплошные равнины. Средняя ее высота – 600 метров над уровнем моря. В центральной части, а также на западе долины располагаются солончаки. По краям долины встречаются адыры. Ферганская долина залежами газа, нефти, угля, а также строительных песков, соли, ртути, серы и сурьмы.

В сейсмическом плане Ферганская долина очень неспокойна. За это «отвечает» сложное тектоническое строение и высокая активность процессов. Погода летом может дарить температуру до 43 градусов тепла, но жара переносится очень легко. Зимой погода неустойчива. Зимняя температура колеблется на уровне минус 10, а иногда может упасть и до минус 25 градусов по Цельсию. Снег же здесь лежит недолго, и уже в марте можно наблюдать цветения сливы, алычи, вишни, абрикосов и персиков. На западе долины расположена засушливая и пустынная местность.

По долине протекает река Сырдарья, которая образуется из слияния двух рек - Карадарьи и Нарына. Множество рек стекает с ледников, которых на горных хребтах - великое множество.
 

 

КОКАНД

Коканд – город, расположенный на юго-западе Ферганской долины. С начала XVIII века город был столицей Кокандского ханства. В 1876 году город стал принадлежать Российской империи. Ныне находится в составе Узбекистана. От Коканда до столицы государства, Ташкента, всего 228 километров.

Город соединяет две главных трассы в Ферганскую долину. Один маршрут – по горам к столице, второй – западный, пролегающий также через Хужанд.  Коканд стал известен уже в X веке. Первым, кто заговорил о нем, был дипломат и путешественник из Китая, Чжан Цзян. Особенное величие город приобрел в XVIII веке, когда он стал главным поселением одноименного ханства.

В нынешнее время город состоит из старой и новой частей. Новый Коканд был основан в XIX веке. Именно здесь находятся торговые центры, предприятия и банки.

В XII веке Коканд почти до основания разрушили монгольские войска. До того времени он был крупнейшим центром торговли и средоточием купцов из Ирана, Индии, Китая, Персии и других стран. Другое название Коканда – Кавакенд.

В 1918 году город был завоеван Красной Армией. После штурма города общее количество жертв, преимущественно, гражданского населения составило около 12 тысяч человек.

Сегодня население Коканда составляет около 300 тысяч человек.
 

 

МАРГИЛАН

Маргилан – удивительный узбекский город, расположенный в Ферганской области с населением почти 200 тысяч жителей. Город расположен в юго-восточной части долины, близ Алайского хребта. От Маргилана до Ферганы, которая является областным центром Ферганской долины, всего девять километров. Маргилан является одной из железнодорожных станций на пути следования Коканд-Андижан.

Маргилан – один из древнейших поселений в долине. На протяжении десяти лет в городе активно работали ученые-археологи. Было выявлено огромное количество доказательств того, что в данной области существовала развитая ирригационная система, датируемая IV-III веком до нашей эры. Первые упоминания о городе датированы VIII веком, уже нашей эры.

Город входил в состав владений Кокандского ханства с XVI по XIX века и являлся центром бекства. В 1875 году Кокандское ханство прекратило свое существование, а город Маргилан стал частью Российской империи. Маргилан стал уездным городом, административным центром. Официальное название города тех времен – Старый Маргилан. Во времена Советского союза в городе построили шелковый комбинат, швейную фабрику, тракторно-ремонтный, механический и деревоперерабатывающий заводы, а также молочные и чугунолитейные предприятия.
 

 

ХИВА

На севере Узбекистана, в древнейшем культурном оазисе Хорезм, расположен величавый город Хива. Название толкуется как «Земля Солнца» и упоминается в первой половине I тысячелетия до н.э. в Авесте – «Hvairizem». На берегу великой реки Амударья родилось государство Хорезм – ровесник Урарту и Вавилона, в состав которого входил и город Хива. На протяжении многих веков Хива была желанным местом для путешественников и караванов, поскольку здесь была вода.

С развитием Мавераннахра Хива стала играть большую роль в экономике, так как через этот город проходил транзитный караванный путь – одна из северных ветвей Великого Шёлкового пути. В 996 году город приобретает статус научного центра. Правитель Хорезма Мамун ибн Мухаммед создал здесь «Академию хорезмшаха Мамуна». Здесь жили и работали величайшие учённые древнего Востока: Аль Беруний и Абу Али ибн Сина.

Очень мрачное время город пережил в период завоевания Хорезма Чингисханом, многие памятники древности были разрушены и сожжены.

Светлая же полоса для Хивы началась с объединениия Хорезма в сильное государство, в годы правления Абдулгазихана (1643-1663 гг.). С этого времени оно стало называться Хивинское ханство.

Хива является уникальным памятником градостроительства. Тысячи туристов сюда привлекает исторически сложившаяся планировка улиц и уникальные застройки в пределах двойного кольца городских стен – Ичан-калы и Дишан-калы, которые практически не претерпели изменений.

Хива у многих ассоциируется с городом из сказок о Шахерезаде «Тысяча и одна ночь». Во внутреннем городе, в пределах первого кольца стен, Ичан-кале находились религиозные, административные и экономические центры города. На относительно небольшой по алощади территории располагалось около 60 медресе, пятничная мечеть Джами, множество мечетей, два дворца для для правителей, мавзолеи, дворцы ханов, жилые дома для их придворных, многочисленные базары и караван-сараи.

Панораму города украшают минареты Ичан-калы – Калта минар, Ислам ходжа, Мурад тура. Посетив старую крепость Куня-Арк, можно получить яркое представление о жизни хивинских ханов. Дворец-крепость состоит из нескольких более мелких дворцов, где размещались тронный зал, гарем, арсенал, монетный двор, кухни, гарнизон и т.д. Сама площадь перед входом в старую крепость Куня-Арк служила плацем для проведения парадов и обучения войск хивинских ханов.